[художник, фотограф Сергей Белов ]
Главная » 2016 » Сентябрь » 11 » Международный Фестиваль современного искусства «Перворыба»: пять лет опыта
19:20
Международный Фестиваль современного искусства «Перворыба»: пять лет опыта

Ежегодный Международный фестиваль современного искусства «Перворыба» является не только значимым культурным событием для жителей Иркутской области, но и своеобразным «местом встречи» для художников, скульпторов, дизайнеров и фотографов из городов-побратимов и городов-партнёров города Иркутска. Фестиваль позволяет наиболее широко представить разнообразные возможности города и области (туристические, рекреационные, деловые и художественно-артистические), а также знакомит жителей Иркутской области с различными достижениями наших побратимов в области современного искусства, что, несомненно, способствует дальнейшему международному сближению, обогащает творческих людей, придает своеобразный импульс новым совместным творческим идеям.

 Мысль об организации международного мероприятия, посвящённого современному искусству витала в воздухе давно, были попытки создания художественных событий, в основе которых лежали идеи учреждения музея современного искусства в Иркутске и регулярных выставок современного искусства с участием зарубежных художников и фотографов.

Группа энтузиастов Некоммерческого партнёрства «Франция-Сибирь» и художников-подвижников решили воплотить в жизнь эту идею и начали с организации Международного фестиваля современного искусства. Название фестивалю предложил Сергей Белов – фотограф и художник, который уже участвовал в арт-мероприятии с аналогичным названием. Это название передаёт значимость исторического, величайшего события для человечества, первая рыба (Перворыба) вышла на сушу. Эволюция Перворыбы знаменательна и для эволюции искусства – биологические трансформации показательны и для эстетических и художественных форм. При кажущейся простоте повода для организации подобного фестиваля, подоплёка понятна для всех и может быть поддержана местными и международными творческими коллективами и персоналиями, поскольку затрагивает экологические, моральные, нравственные, творческие, общечеловеческие аспекты бытия. Подобная идея объединяет как похожие в этнографическом и культурологическом аспектах народы, так и народы, далёкие от сибирских традиций, обычаев и верований. В любой стране есть водоёмы, вода и рыба. Существует и мифотворчество, связанное с рыбой, существует устойчивое восприятие рыбы, как архетипа, знака, как национального символа и как продукта питания. Эти универсальные феномены и служат объединительными элементами Фестиваля и позволяют значительно расширить рамки Фестиваля, как в географическом, так и в творческом аспектах. Поскольку «рыба» в контексте фестиваля – это всего лишь метафора эволюционного процесса, творческие проекты, реализуемые на фестивале, касаются любых аспектов бытия, связанных с современностью и актуальных для художника. Организаторы Международного фестиваля современного искусства «Перворыба» под «современным искусством» понимают совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. На фестивале приветствуются различные художественные искания, не выходящие за рамки общепринятой этики и морали, что не исключает персонального поиска художественных альтернатив. Это может выражаться в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги), т.е. сдвига от объекта к процессу. Этим идеям как нельзя лучше соответствует лозунг фестиваля «Открой в себе создателя». В фестивале принимают участие как профессиональные, так и непрофессиональные художники и фотографы. За пять лет существования фестиваля, в нём приняло участие более 600 человек, а непосредственно в фестивальных проектах и программах – более 100 художников, фотографов, дизайнеров.

Среди фотографов, побывавших на фестивале, необходимо отметить наиболее интересных и профессиональных. Прежде чем продолжить представление участников фестиваля, необходимо сказать несколько слов о фотографии, как виде искусства. Восприятие фотографий всегда отличается от восприятия живописи. Своеобразие такого жанра как фотография с ее художественным освоением мира диктует свои правила общения в диалоге «фотограф-зритель». Созерцание, разглядывание фотографий, казалось бы, не требует особой подготовки или специального настроя: смотри, проникай в суть, понимай и выражай свои эмоции. Однако, в этом деле важно многое: художественная или бытовая фотография перед тобой, спонтанная или постановочная, черно-белая или цветная, какая оптика применялась при фотографировании, подвергалось ли изображение компьютерной обработке… В общем, много, много факторов определяют полученный результат. И главный из них – личность фотографа. Личность – это не столько знания и умения, сколько душевные качества и свойства характера. Некоторые проницательные психологи давно заметили, что творческий человек отличается от других людей не столько отдельными психологическими качествами, сколько особой целостно-личностной реакцией на все явления жизни. Истинный творец имеет свой взгляд на мир вокруг себя, и своё видение мира выражает по-своему, через свою растворимость в изображаемом предмете. Говоря о фотографах, можно сказать, что даже если фотограф просто фиксирует объект, привнося минимум (или максимум, уж кто как может) своего творческого «Я», то и в этом случае от зрителя требуется и внимательность, и желание проникнуть вглубь содержания, и готовность понять изначальный посыл автора, и умение самому сделать философское обобщение увиденному.

Среди наиболее интересных и профессиональных, это ангарский фотограф Сергей Белов. Его работы известны не только в Сибирском регионе, но и в России и заграницей. Его выставки в США, Франции вызывают неподдельный интерес. Как и многие фотографы – участники фестиваля, он снимал Байкал, окружающую природу, гостей фестиваля, фестивальные события.

Сергей Белов часто экспериментирует, ищет новые способы выражения и отражения современности, а в качестве яркого примера его экспериментов могут выступать натюрморты, выполненные в различных жанрах современного искусства: инсталляция, стимпанк, художественные натюрморты.

В мире фото-художника Сергея Белова нет молчащих вещей, а есть выразительное и говорящее бытие. В его натюрмортном мире все предметы обладает голосом, взглядом, речью, все повествуют о себе, всем обликом, всеми внешними проявлениями являют художнику свою внутреннюю жизнь, характер, судьбу. И этот мир, словно томящийся в непроницаемой «вещной» оболочке, обращается к художнику с надеждой, что тот станет его голосом, высвободит, раскроет в образах то, что доверено ему одному.

Наивно думать, будто художник волен создавать или не создавать свое произведение, сделать его таким, а не иным. Нет, он должен найти единственно возможный образ чего-то, пока не имеющего образа; угадать его желания; дать безымянному имя – но именно его имя, то, которое «тянется к свету», прорастает из глубины безымянного и неоформленного содержания. И Белову удаётся соединить изображение и имя, т.е. название настолько точно, с такой предельной полнотой, что остаётся поражаться его внутреннему чутью художника: «Каморка», «Мобил Алхимия», «Поехали», «Больше, чем два (часа)». В последнем названии особо подкупают скобки – вроде бы речь идёт о времени, но скобки не дают тебе расслабиться и принять этот вариант. Автор этим своим заключением в скобки слова «часа» заставляет и дальше размышлять, искать что-то скрытое, оставшееся за этими скобками. И ты ищешь, вглядываешься в изображение, считаешь предметы, угадываешь парность вещей… И в этом тоже видится предназначение современного искусства – вовлекать зрителя в диалог с художником, заставлять его размышлять над увиденным, делать выводы и подниматься над обыденностью, становясь субъектом культуры.

Совершенно иного свойства фотографии представляет нам участник фестиваля из города-побратима Порденоне (Италия) Елена Мельникова-Герра. Она родилась в Донецке в 1969 году. Фотографией начала интересоваться с 2007 года. В настоящее время живёт в Италии и участвует в многочисленных коллективных выставках. Её работы – это своеобразный протест против одиночества и неприкаянности человека в этом мире, бренности и временности его пребывания на земле. А также протест против варварского поведения людей по отношению к окружающей среде. Её проект на фестивале включал в себя фото и видео фиксацию мусора, отбросов, различного хлама и старых ненужных вещей, выброшенных людьми на берега Байкала. Этот проект не выглядел как издевательство европейского туриста над нашей безалаберностью и дикого отношения к природе, в нем чувствовалась искренняя тревога и боль за Байкал, явственно читался призыв к изменению отношения к природе. И хотя это не новый или оригинальный подход к экологическим проблемам планеты, но это ещё один голос в защиту природы и человека. Защиты человека от самого себя…

Немецкий фотограф Винфрид Райнхард (Пфорцхайм, Германия) приезжает на фестиваль уже второй раз, настолько он полюбил Байкал, Иркутск и фестиваль. Его фотографии могли бы называться «классическими», если бы не личность Винфрида, проявляющаяся буквально в каждом кадре и придающая изображению индивидуальность, неповторимость и скромное очарование шедевра. Он родился в 1959 году в Фройденштадте (Германия). В 1979 – учеба на фотографа, а 1980 – изучение фото инженерии в Университете Кёльна, который закончил в 1984 году с дипломом с отличием. С 1999 преподавал в Университете Пфорцхайма, а в 2002 году стал преподавателем Юго-западной Академии Штутгарта. Его широкое образование и университетский опыт помогают ему в профессии фотографа, а для него фотография, это продолжение его профессии преподавателя, поскольку он и преподаёт теорию фотодела, на практике демонстрирует свои теоретические знания. Если говорить коротко, то суть фотографий Винфрида Райнхарда состоит в точности и поэзии: он использует технические возможности фотографии, чтобы создать и удержать настроение момента. С большим художественным чутьем он схватывает внешний вид вещей и тонко и точно раскрывает их содержание. В точности вспышек фотоаппарата проявляется магия изображения.

Жан-Клод Феликс Аллар (Франция, Верхняя Савойя ) родился в 1946 году. Будучи кандидатом математических наук, всю свою преподавательскую карьеру он провел в лицее имени Клода Луи Бертолле в городе Аннси. Являясь музыкантом-любителем, Жан-Клод Аллар пытается совместить фотографию и музыку. Он создает шоу «Абстракт» (Abstract).

В 2015 году это шоу представлялось уже 13 раз. Ценитель особой точности и деталей, Жан-Клод Аллар со своей манерой видеть окружающий мир, всегда был фотографом. С 1989 года он выставляет фотографии пустынь, через которые он выражает свое особое восприятие действительности, демонстрирует умение в мельчайших деталях микромира выявить философское обобщение жизни. Его многочисленные выставки во Франции и за рубежом, свидетельствуют о развитии его художественных решений, основным в которых является абстрактность и отвлеченность.

Известный французский художник Ив Мэро пишет о нем следующее:

«Жан-Клод Аллар пошел навстречу тому, к чему всякий может когда-нибудь прикоснуться. Он не пытался изучить снимаемое им основательно, глубоко, он стремился дать свою новую смелую версию, тем самым увеличивая несоответствие между тем, к чему мы привыкли и тем, что может предложить нам эстетическое чувство. Именно это несоответствие следует оценивать справедливо: он проводит метаморфозы самых банальных, тривиальных, известных всем объектов, превращая их в мысленные образы, которые затем превращаются в произведения искусства ».

Продолжая свои исследования в области фотографии, начиная с 2007 года, Жан-Клод Аллар ориентируется на движущиеся изображения и видео, тесно сотрудничая как с танцорами и музыкантами, так и с поэтами.

Фотографии Жан-Клода Аллара представляют нам удивительный, фантастический мир, который, на самом деле – всего лишь деталь пустынной земли, фрагмент ржавой поверхности дебаркадера, часть камня или кусок старой, омытой волнами Байкала доски. Умение увидеть грандиозное в малом, суметь извлечь суть предмета, объекта, материи, уметь восхититься природным цветом, естественной формой и рельефом – суть мастерства и жизненной философии Жан-Клода Аллара.

Ещё один французский фотограф – Дени Видали (Сейно, Франция). Это самый известный и востребованный фотограф в регионе Верхняя Савойя. Он долгое время работал с рядом рекламных фирм Франции, его фотографии украшают обложки глянцевых модных и специализированных журналов, его фотографии используют в рекламных роликах национального телевидения и туристических, рекламных буклетах. Его выставки фотографий путешествий в Африку, Тибет, Бурятию, Иркутск демонстрируются в лучших выставочных залах департамента Верхняя Савойя. В арсенале Дени Видали фото-иллюстрации более чем к двадцати альбомам и книгам. Его фоторепортажи востребованы муниципалитетами различных регионов Франции. На фестивале «Перворыба» Дени широко использовал приемы «светописи», устраивал различные хепенинги и перформансы, вовлекая в действие всех участников фестиваля. Организаторы едва сдерживали его энергичные устремления подняться на вертолёте над Байкалом и спуститься на дно Байкала на глубоководном аппарате. Представленные фотографии демонстрируют постоянное стремление Дени Видали увидеть Байкал по-своему, увидеть на его берегах застывшие доказательства выхода первой рыбы из вод Байкала.

Совсем иного рода фотографии представляет фотограф из Южной Кореи Пак Ок Рёль (Кынын, Южная Корея). Её непревзойдённая способность замечать красоту в обыденном, привычном являет нам фотографии повседневности и банальных вещей в новом ракурсе. Это уже философские обобщения, данные нам через восточную мудрость бытия. Подобные трансформации камней, деревьев, воды и неба не только демонстрируют красоту и притягательность природы и указывает место человека в этом бесконечном круговороте жизни. В её фотографиях величие природы сравнимо с возвышенным духом Homo Sapiens и одно гармонично переходит в другое, в фотографиях нет соревновательности и противопоставления двух величин, а представлена восточная идиллия гармонии.

Фотографы-участники фестиваля разные по стилю, мастерству и художественному воплощению своего видения мира, были объединены фестивальной идеей продемонстрировать свой взгляд на фото-искусство, на творчество и на мироустройство.

Организаторы фестиваля видят свою задачу в том, чтобы не только знакомить зрителей с последними тенденциями, существующими в современном искусстве, но и встраивать современное искусство в культуру, в общественную жизнь, чтобы оно начало работать как искусство, решающее задачи гуманизации общества, создающее благоприятный эмоционально-мотивационный фон для познания и приобщения к национальной и иноязычной культуре. И фотографы в реализации этих задач играют не последнюю роль.

Международный фестиваль современного искусства «Перворыба» приобретает свои неповторимые, оригинальные признаки и традиции, находится в постоянном поиске новых художественных форм современного искусства и становится весомым ежегодным культурным событием на сибирском пространстве, привлекая к участию новых, интересных, оригинальных, талантливых российских и иностранных художников и фотографов.

Проекты фестиваля полностью отвечают актуальным проблемам современности, поскольку содействуют сближению европейских и азиатских культур, пропагандируют культурное наследие Сибири, формируют благоприятный имидж России, способствуют расширению культурных и гуманитарных связей между зарубежными странами и Иркутским регионом, способствуют взаимопониманию и дружбе между народами различных стран.

© ФОФИН Александр Иванович,

Председатель совета НП «ФРАНСИБ»,

Председатель Организационного комитета

международного фестиваля современного искусства « Перворыба»,

Президент ООО «СибАрт»,

к.ф.н., доцент кафедры французской филологии ИГЛУ,

искусствовед.

$IMAGE3$

Просмотров: 131 | Добавил: belov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]